Висцеральная хиропрактика через призму православного здравосозидания

Недуги человеческого тела суть естественные последствия повреждения естества грехом и злоупотребления телом

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

 

В нашем понимании, разговор о медицине возможен с нескольких точек зрения, каждая из которых предполагает определенные границы рассмотрения и уровень компетентности исследователя.

            Во-первых, подход научно-медицинский. Это — медицинская наука в широком понимании: исследования, эксперименты, обсуждение их результатов, сравнение эффективности препаратов и методов лечения, историко-медицинские изыскания. Здесь действительны законы научного поиска и логики.

            Во-вторых, подход биоэтический. Он особенно актуален и востребован в наше время. Развитие свое он получил в рамках современных «общечеловеческих ценностей». Основы биоэтики вырабатываются медицинским сообществом и носят не только этический, но и юридический характер. Другое дело, что сама планка этих ценностей с каждым годом понижается. Вспомним историю медицины ХХ века: легализация абортов, распространение эвтаназии, клонирование… Список можно продолжать. Русская Православная церковь в своей Социальной доктрине четко определила отношение к основным биоэтическим проблемам на основе святоотеческого антропологического учения. Например, ни в каком виде не будет приветствоваться эвтаназия, а аборты категорически осуждены. «Мы не можем остановить развитие науки. Но нам нужна мудрость. Мудрость, с которой ученые должны подходить к своим желаниям» — сказал один русский православный иерарх — архиепископ Верейский Евгений (Решетников), ректор Московской духовной академии и семинарии.

            В-третьих, подход психологический. Это изучение психологических аспектов жизнедеятельности больного человека, влияния болезни на личность, влияния личностных особенностей на возникновение и течение болезней. Медицинская психология рассматривает также аспекты психосоматических расстройств, изучает психологию взаимодействия врача и пациента. Это отрасль профессиональной психологии, в рамках которой возможен православный взгляд на проблемы.

            В-четвертых, пастырский подход. Это уже советы священника: как вести себя в болезни, как готовиться к смерти, что делать, если в доме тяжелобольной человек, какой образ жизни вести во время беременности (духовные аспекты).

            И, в-пятых, подход православной психологии, где главным вектором является поиск инструментов духовно-нравственного формирования человека и развития в нём духовно-нравственных качеств на основе Евангелие и всятоотеческого наследия. Что является и залогом физического,  душевного и духовного здоровья человеческой Личности в полном её понимании.

            Манифест православной психологии

Составил К. В. Яцкевич

  1. 1. Православная психология – это научная дисциплина, исследующая природу образа человеческого и человеческой личности в духовно-нравственной их понимании. В основе парадигмы православной психологии лежит христианская антропологическая модель.
  1. Православная психология – это психология нравственности, изучающая личность человека через призму антропологической катастрофы (грехопадения) и христианских учений о спасении.

 

  1. Цель развития христианской психологии – утверждение психологии нравственности, как психологии личности, служения психологической науке и практике, забота о нравственном здоровье личности, семьи, общества, социального служения Церкви, всему Человечеству.

 

  1. Православная психология – это психология интегративная, интерферирующая и расширяющая границы человеческих представлений о личности, как по горизонтали многообразия человеческой деятельности и культуры. Так и по вертикали духовной реальности жизни.

 

  1. Православная психология – это образ христианского сознания в широком смысле и прикладная наука о личности и спасении души в более узком, имеющая свою методологию и инструментарий.

 

  1. Предметом православной психологии является душа человека и все процессы функционирования ориентации человеческой личности в жизни, обусловленные нравственным состоянием души.

 

  1. Православная психология базируется на догматах христианского вероучения, святоотеческом придании и отдельных положений научной психологии, включает в свой предмет всё многообразие человеческого опыта.

            Язык официальной медицины, и наша обыденная речь говорят о разнообразных заболеваниях. Эта ошибка ярко демонстрирует непонимание самого понятия «болезнь». Слово «болезнь» можно использовать только в единственном числе – множественное число так же бессмысленно, как и множественное число слова «здоровье» («здоровья»). И болезнь, и здоровье – явления, связанные с формой состояния человека в целом, а не отдельных органов  и частей  тела, как это принято в современном языке. Тело как физическая субстанция не может быть больным или здоровым, поскольку в нем всегда находит выражение информация из сознания. Оно ничего не делает само по себе, в этом можно убедиться, посмотрев на труп. Функционирование тела живого человека возможно только благодаря тем нематериальным явлениям, которые мы чаще всего называем сознанием (душой) и жизнью (духом). Сознание – это информация, которая отражается в теле и становится видимой. Оно относится к телу так же, как

радиопрограмма к приемнику. Поскольку сознание имеет самостоятельную нематериальную природу, то оно, естественно, не является продуктом тела и не зависит от его существования.

            То, что в любой момент происходит в организме живого существа, есть выражение соответствующей информации или проявление соответствующей картины (по-гречески картина называется Eidolon и, следовательно, соответствует понятию «идея»). Пульс и сердце следуют определенному ритму, температура тела есть величина постоянная, железы вырабатывают гормоны, образуются антигены. Все эти функции невозможно объяснить только существованием материи, они зависят от соответствующей информации, источником которой является сознание. Если физические функции правильно взаимодействуют друг с другом, то возникает вариант, воспринимаемый нами как гармоничный. Его мы называем здоровьем. Если же одна из функций дает сбой, то гармония в большей или меньшей степени нарушается, и мы говорим о болезни.

            Болезнь – это отсутствие гармонии, сбой в ранее установленном, хорошо сбалансированном порядке. Позже мы увидим, что под другим углом зрения болезнь – это, собственно говоря, попытка восстановить нарушенное равновесие.

            Разрушение гармонии происходит в сознании на уровне информации и только потом проявляется в теле. Значит, тело  представляет собой уровень проявления всех процессов и изменений, происходящих в сознании . Так же, как материальный мир является лишь сценой, на которой происходит игра идей-символов духовного мира, «превращающихся в уравнение», материальное тело является сценой для образов сознания. Если в нем господствует какой-то дисбаланс, он все время будет выражаться в виде телесных симптомов. Поэтому ошибочно утверждать, что болеет тело – болеть может только человек , но это болезненное состояние проявляется в теле по-разному. Болезнь можно сравнить с трагедией, а тело – с подмостками, на которых она исполняется.

            Симптомов может быть много, но все они – выражение одного и того же процесса, который происходит в сознании и который мы называем болезнью. Тело не может существовать без сознания, но без него оно не может и заболеть. Нужно иметь в виду, что мы не говорим об общепринятом делении болезней на соматические, физические и душевные. Такая концепция только мешает понять, что такое болезнь.

            Противопоставление «соматическое – физическое» абсолютно не пригодно для определения причины возникновения болезни, а древнее понятие «душевная болезнь» только вводит в заблуждение, потому что дух заболеть не может – в данном случае речь идет о симптомах на психическом уровне, то есть в сознании человека.

            Со времен Гиппократа медицина пытается убедить нас, что возникновение симптома – это событие в той или иной степени случайное, его причины следует искать только в процессах работы организма. Именно их и изучает официальная медицина, делая все возможное, чтобы избежать необходимости объяснять эти симптомы, превращая, таким образом, и симптом, и саму болезнь в нечто незначительное. Но ведь симптом, посылается сознанием как сигнал, несущий какую-то важную информацию, перестает в данном случае выполнять свою основную функцию — предупреждение.

            Симптом тоже играет роль оповещения, являясь проявленным выражением невидимого процесса. Подаётся сигнал о необходимости прервать не правильный путь и выяснить, что и где не в порядке. Нет необходимости пытаться помешать его появлению. Надо сделать так, чтобы он просто не понадобился. Следует отвести свой взгляд от симптома и попытаться заглянуть глубже, научиться понимать, на что же он указывает.

            Основная же проблема академической, светской медицины заключается в неспособности осознать это. Поэтому она приравнивает симптом с  самой болезнью, не отделяя форму от её основного содержания.

            Надо подчеркнуть, что болезнь есть состояние человека, которое указывает на то, что его сознание не в порядке, что нарушена гармония на уровнях тело-души-духа.

            Эта потеря внутреннего равновесия проявляется в теле в виде симптоматики заболеваний. Симптом есть сигнал, который прерывает устоявшееся течение жизни и необходимость обратить внимание на информацию о том, что человек болен, что у него нарушен баланс внутренних душевных и духовных сил, что с ним что-то не так.

            Иисус сказал им: «Если вы двое станете одним, и если вы превратите внутреннее во внешнее, а внешнее во внутреннее, сделав верх низом, если мужское и женское станет одним, если мужское перестанет быть мужским, а женское женским, если вы будете смотреть на мир одними глазами и оставлять на земле одни следы, то тогда вы попадете в царство Божие».

Евангелие от Фомы, лог. 22

            Если человек отождествляет свою личность только с надсознанием, проницаемость со стороны бессознательного становится очень низкой. Все бессознательное начинает порождать страх. Если же, наоборот, эта проницаемость высока, то она может привести к состоянию медиума. Но состояния просветления или космического сознания можно достичь только в том случае, когда человек отказывается от всяких границ, объединяя тем самым надсознание и неосознанное. Этот шаг означает уничтожение собственного Я, как своегоЭГО.

            В христианской терминологии это звучит так: «Я (надсознательное) и Отец мой (бессознательное) едины».

            Иисус говорил про путь от раздвоенности к единству – но даже апостолы, за исключением Иоанна, понимали его не до конца. Иисус называет раздвоенность «этим миром», а единство – «царством Небесным», «Домом Моего Отца» и просто «Отцом». Он подчеркивает, что Его царство находится не в этом мире, и учит, как найти путь к нему. Он пытается обратить внимание людей на важную роль Единого. Нам неизвестно ни одного предложения Иисуса по усовершенствованию этого мира, но в любом из его высказываний звучит призыв осмелиться и сделать первый шаг на пути к выздоровлению. Этот путь сначала может вызывать страх, так как. он проходит через страдания, через боль. Мир можно преодолеть, только приняв его на себя, а Мир – это всегда страдание.

            Взглянув на окружающую нас действительность, мы всё реже наблюдаем радостные, счастливые лица. Чаще наблюдаем скорбные, раздраженные и угрюмые выражения. Но иногда встречаем и веселые и беззаботные после удовлетворения своих страстных, греховных вожделений и страстей.

            Изучая причина заболеваний, можно выявить «пусковые» механизмы, которые непосредственно и запускают процессы заболевания человека. Многие болезни имеют своими причинами неправильный, с богословской точки зрения – греховный образ жизни. Искажается вся божественная природа человека.

            Болезнь, ещё раз подчеркну, это только сигнал, сигнал того, что с нами, нашей личностью, душой что-то не так. Боль – это сигнал, остановись, задумайся о своей жизни, её направленности. Более 80% болезней имеют психосоматический характер. Всё начинается с неправильных мыслей, с неправильных чувств, с неправильных психических установок. И, здесь можно сказать, что болезнь выступает как оповещение человека о том, что он далеко не совершенен, рано или поздно наступит смерть, и что есть Жизнь в глазах вечности и на что он должен её потратить.

            Смерть и болезнь не были созданы Богом. Это есть результат грехопадения, это сознательный выбор человека путем удовлетворения страстей. Но удовлетворить страсть нельзя – она по своей сути неудовлетворима. Страсть поглощает человека, истощая его жизненные ресурсы, приводя к болезни и преждевременной смерти. Происходит разрыв с Богом, разрыв с жизнью по заповедям Христовым, разрыв со своей совестью. Предшествует болезни телесной болезнь души. Болезнь душевная приводит к изменению человека как целостной, созданной по божьему образу, личности. Перевод вектора жизнедеятельности с духовного на материальный, приводит к катастрофе всего существования человека на Земле. «Ищите и найдёте, стучитесь и отворят вам» сказано в писании (Ев. От Матвея гл. 7 ст.7).

            Все существующие заболевания, условно, можно разделить на две категории:

1) Болезни, возникающие от нарушения естественных законов Природы;

2) Болезни, возникающие от нарушения духовных законов Природы.

            Если в первой категории заболеваний, где присутствуют нарушения питания, режима работы и отдыха и прочее, ещё можно получить медицинскую помощь, то при возникновении болезней, вследствие греховной жизни – медицина бессильна. Больна Душа, болен Духовный мир человека.

            И здесь лечить необходимо начинать с Души, изменять к лучшему всю духовную жизнь человека. Это единственный путь к исцелению Души и тела.

            Можно разделить жизнедеятельность человека на две составляющие – Эго состояние и Жертвенное состояние человека. Эти вектора имеют свою структуру, диаметрально отличающиеся друг от друга на уровнях тело-души-духа.

            Именно здесь нужно менять локус жизнедеятельности, переводя из Эго состояния к, или, в, жертвенное состояние во всей направленности. Но и здесь, по Божественной любви к человеку, выбор у каждого свой. Своя и ответственность за этот выбор.

            Основная масса людей живёт в падшем, греховном состоянии Души и тела. Не понимая или не зная о существовании естественного и сверх естественного состояния сил души человека. Именно падшее состояние приводит к различным заболеваниям и неприятностям в жизни человека. Именно падшее состояние отделяет человека от себя самого, от его божественной сущности. И, как результат – болезни и порой, патологичные, увы, неизлечимы.

 

            Здесь Господь попускает на нас болезни, как предупреждение к изменению своего духовного состояния, И через это избавление от недугов телесных. Переход от падшего состояния в естественное состояние душевных сил, развитие своей жизни от горизонтального, сугубо материального вектора развития, к вертикальному состоянию сознания. Пониманию страстно-греховной составляющей локуса внимания и, соответственно, жизнедеятельности человека.

            Это сложно, я бы сказал, безумно сложно. Но, другого пути к спасению души и тела нет!

            Господь не столько заботится о полноте нашей телесной временной жизни на Земле, сколь о полноте и духовного развития и спасения человека для вечной жизни.

            «Причина болезни грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость» — говорит Ефим Сирин.

            «Болезни часто уводят человека от грехов. Христос пострадал за нас плотью. И вы живите с той же мыслью. Ибо страдающий плотью, перестаёт грешить. Чтобы в остальное во плоти время, жить уже не по человеческим похотям, а по воле Божьей» — писал Святой апостол Петр.

            И за грехи родителей страдают дети. Лечить, с духовной точки зрения, нужно, в первую очередь, родителей. Изменение родителей ускоряют излечение детей. И примеров, в практике, тому много. Приведу слова блаженного Нифонта, епископа Кипрского: — «Многочисленными терпкими недугами детей, Господь стремится вразумить и направить на путь истины их родителей».

Работая с человеком, всегда необходимо придерживаться схемы, уже используемой православными психологами, специалистами по православному здравосозиданию: грех (страсть) ® психопатология (неврозы, акцентуации и т. д.) ® соматизация (заболевания).

Первая часть (грех — психопатология) более очевидна в своем проявлении. Переход в телесную патологию реализуется зачастую тогда, когда окружающая человека среда, в которой он находится, не поддерживает его патохарактерологические проявлений или же он сам старается подавить, загнать их внутрь, не найдя правильного выхода из ситуации, или же не смея решиться на него.

Психотерапевт Д.А. Авдеев указывает, что «психосоматические заболевания развиваются, помимо прочих причин, из-за «непроговоренности» внутренних конфликтов, переживаний… и грехов. Не исповеданные грехи не только губят душу, но и держат в напряжении и разрушают тело».

            Отдавая свою жизнь на волю только телесного, социально направленного проживания, своего горизонтального состояния, человек сознательно загоняет себя в тупик. Тупик, из которого, если ещё есть возможность, выход один – перевод вектора жизни в вертикальное, духовное направление  развития сознания и всех сторон жизни. Уходя в естественное состояние, отторгнув падшее.

            Важно иметь в виду ещё один очень важный момент. Православное учение о грехопадении и наследовании последствий первородного греха применительно к современной психологии означает, что человек, каким он есть сейчас, не является таковым, каковым, он был задуман Богом. Светская или «научная» психологическая наука изучает человека в его падшем состоянии, принимая это состояние за норму.

            Три составные части человека: дух, душа и тело отличны друг от друга по проявлениям, свойствам и функциям. Но они едины в своём бытии.

Сама болезнь — не есть зло, а лишь одно из многих последствий греха, результат отступления человека от Бога. Но поскольку верующему «всё содействует ко благу» (Рим. 8, 28), то и болезнь, являясь частью его жизни, активно влияет его на духовные и душевные переживания, играет роль «промысла божьего».

Итак, болезнь, явление абсолютно не естественное для человека до грехопадения, после изгнания из Рая становится одним из атрибутов его жизни на Земле, вместе  с Трудом и Смертью. Отсюда, отделять болезнь от ее носителя — тенденция в корне не верная, даже вредоносная для человека.

            Таким образом, православно ориентированный специалист может исходить из двух антропологических посылок. С одной стороны, это учение о человеке как об образе, созданном по подобию Божиему, с другой стороны — утверждение о «ризах кожаных» (Быт. 3, 21). Вместе, эти принципы дают возможность понять состояние человека. Понять  к чему он призван, каков его истинный потенциал, и в каком положении он есть после своего грехопадения.

            Плотским и душевным, а не духовным, стал человек. Гармоничное единство человеческого состояния возможно лишь на основе подлинного замысла Божьего о нём. Человеку необходимо устремление к Источнику жизни умом, чувствами, помыслами, наконец, всей душой. И по мере восхождения по духовной лестнице, его душевная жизнь становится более простой, но вместе с тем и более содержательной, при этом более наполненной и более одухотворенной. Ведь и Сам Бог есть Троица, пребывающая в Единстве.

            Тема, которую в своей статье пытаюсь затронуть достаточно сложная. Сложная, в своем необходимом переключения состояния человека из, определяющее плотской, греховной жизни, в сторону поворота развития Духовной парадигмы всего существования на Земле. Но именно этот путь, в понимании православной направляющей линии жизни – единственно правильный. Сочетание тело-души-духа, должно стать нормой, а не исключением. Должно стать естественным состоянием Человека, как творения Божьего.

            Духовная работа должна активно влиять на весь образ человека. Применительно к человеку православное мировоззрение — не просто набор формулировок или установок, а, по большому счёту, образ жизни. Становясь православным по названию, надо стать ещё и православным по духу, по сути своей.

Приложение

           Сущность болезни или смысловое содержание болезни

           (по Куницкой С.А.)

  • Болезнь как следствие греха, безнравственного поведения (заблуждающегося); здесь грех выступает как «промах», «выпадение» из Божиих замыслов, законов «естества», т.е. Божиих законов в противоестественное поведение;
  • Болезнь как способ остановить человека от совершения греха;
  • Болезнь как следствие неисповеданных грехов;
  • Болезнь как способ умаления чувства своей вины;
  • Болезнь как способ невротической потребности во внимании, любви, принятии;
  • Болезнь как способ привлечения к себе внимания;
  • Болезнь как способ избежать неприятных ситуаций;
  • Болезнь как психологический барьер от реальных и нереальных проблем;
  • Болезнь как вторичная выгода;
  • Болезнь как способ удовлетворения своей значимости, тщеславия;
  • Болезнь как защита души от насилия мира и «загрязнения» (например, целый ряд психических болезней, инвалидных состояний);
  • Болезнь детей как призыв родителей покаяться за свои грехи, остановить от свершения грехов, обращения внимания на собственного ребенка, ответственного, внимательного и последовательного воспитания себя и своих детей;
  • Болезнь детей для смирения родителей с болезнью детей, носимой ими как бремя рода (это не есть ответ детей за грехи рода, а бремя рода);
  • Болезнь как испытание;
  • Болезнь как способ указания пути Божиего, нового этапа служения Богу в земной жизни;
  • Болезнь как способ привлечения к Богу;
  • Болезнь как явление славы Божией в чудесных исцелениях;
  • Болезнь как проявление терпения, смирения, святости;
  • Болезнь – это своего рода призыв к углублению духовной жизни, к поиску более верного жизненного пути (однако человек хочет побыстрее избавиться от болезни, чему активно пытается помочь современная медицина);
  • Болезнь можно рассматривать как индивидуальное событие, которое насильственно изымает нас из обычной суеты и заставляет задуматься о своем душевном и духовном состоянии, о бытии;
  • Болезнь опровергает представление человека о том, что все в его руках;
  • Собственное страдание человека открывает ему газа на страдания других людей, состояние которых он просто не замечал или не понимал;
  • Болезнь, когда человек готов принять смерть, и Господь посылает ему болезнь для ухода. Если человек боится смерти или «цепляется» за жизнь, Бог продлевает ему страдания на земле и болезнь, чтобы легче было согласиться со смертью, чтобы человек попросил о смерти сам (устал от жизни и страданий).

 

 В статье использовались материалы лекций курса «Православная психология» К.В. Яцкевича, С.А. Куницкой.

Православный психолог, висцеральный хиропрактик. Член Профессиональной Ассоциации висцеральных терапевтов, Владимир Вамуш

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *