МК «Использование детской оздоровительной йоги для удовлетворения различных психоэмоциональных потребностей ребенка»

Ведущая — Касаткина Елена

Различные позы (асаны) йоги помогают удовлетворить различные эмоциональные потребности ребенка.

  1. Поза «лодка» (Наукасана) – эта поза помогает расслабиться. Внимание: поза не выполняется, если у ребенка есть проблемы с позвоночником.

Техника выполнения: Лечь на спину. Дышать медленно и глубоко. На очередном вдохе напрячь мышцы и поднять голову, туловище и ноги, балансируя на ягодицах. Ноги держать прямо, носки вытянуть. Поднять руки и крепко сцепить пальцы под коленями, вытянув руки параллельно полу. Сохранять неподвижность, представив себя лодкой в тихой гавани. Дышать свободно. На выдохе расслабиться, опустившись на пол. Полежать несколько минут, восстанавливая дыхание. Повторить те же самое несколько раз, затем попробовать мягко «раскачивать» лодку.

  1. Поза «заяц» (Шашанкасана) – эта поза производит сильное успокаивающее действие. Ее можно использовать в качестве уравновешивающей позы после наклонов назад с целью расслабления спины.

Техника выполнения: сесть на пятки. Положить ладони на бедра пальцами вперед. Закрыть глаза. Завести руки назад и обхватить запястье одой руки второй рукой (подобно ушам зайца, сложенным у него на спине). Сделать глубокий вдох и на выдохе нагнуться вперед, опустив грудную клетку на бедра, а лоб – на пол перед коленями, как затаившийся заяц. Задержать позу на секунду и на выдохе медленно выпрямиться.

 

  • Волшебная техника пяти дыханий – помогает преодолеть стресс, беспокойство и страх.

 

Техника выполнения: поднять ладонь, растопырив пальцы, и сделав глубокий вдох, задуть по очереди каждую «свечу». Согнуть все пальцы, когда весь воздух выйдет из легких. Сделать глубокий вдох и считать от пяти до одного в уме на выдохе. Повторить примерно пять раз для полного успокоения. После того, как ребенок успокоился, необходимо вновь поговорить об его чувствах.

 

  • Вулкан – помогает преодолеть гнев и расстройство (подходит для любого возраста).

 

Техника выполнения: встать, расставив ноги шире плеч (так, чтобы они образовывали треугольник с полом), сложить ладони вместе на уровне сердца и закрыть глаза. Мягко сказать ребенку: «Подумай о чувстве, которое тебя беспокоит. Приготовься выплеснуть это чувство наружу. Вообрази себя вулканом, который готовится к извержению. Медленно подними руки над головой, не размыкая ладоней, сделай глубокий медленный вдох через нос. Затем выплесни весь воздух из легких через рот с громким криком и выбрось руки в стороны в широкой дуге. Представь, как неприятные чувства разлетаются в разных направлениях. Теперь стой спокойно (ноги вместе, руки вдоль тела). Ты сильный и спокойный, как гора. Дыши медленно и спокойно. Почувствуй, как тело и разум расслабляются и успокаиваются. Если хочешь, представь себе что0нибудь спокойное и красивое (например, место, которое тебе нравится, или твое любимое животное)» Это упражнение необходимо повторять в течение нескольких дней, если гнев и расстройство возвращаются. Предложите ребенку рассказать, какие он при этом испытывает чувства.

В практике йоги детям приходится постоянно внимательно слушать, чтобы успевать следовать инструкциям; им необходимо согласовывать свои движения с дыханием, считать вдохи и выдохи в дыхательных упражнениях. Посредством таких йоговских движений  развивается самоконтроль, повышается качество внимания и его концентрация.

 

  • Качающееся пальмовое дерево – упражнение для чрезмерно подвижных детей, нуждающихся в активной разминке.

 

Техника выполнения: встать в одну из основных поз йоги – позу «горы» (Тадасана) – ноги вместе, смотреть прямо перед собой, руки расслабленно висят вдоль тела, ладони на бедрах, выпрямить позвоночник, опустить и расслабиться, представив, что через позвоночник проходит стержень, дышать спокойно. На вдохе медленно поднять руки в стороны и вверх, повернуть ладонями внутрь и расставить на ширину плеч. На выдохе качнуть руками вправо и на вдохе вернуться в исходное положение. На выдохе качнуть руками влево. Голова зажата руками и качается вместе с ними. Представить, что теплый бриз раскачивает вас из стороны в сторону.

 

  • Растягивание шеи – для устранения напряжения  мышц шеи.

 

Техника выполнения: сесть, скрестив ноги, на вдохе закрыть глаза, на выдохе опустить голову на грудь, представив себе, что голова  — это гиря, а шея – это нитка. Гиря тянет нитку вниз. Мысленно набрать воздух в заднюю часть шеи и выдохнуть через это место, почувствовав, что шея расслабляется. Выполнить вдох-выдох еще два раза. Аналогично выполнить позу назад и в стороны. Затем, опустив голову на грудь, «покатить» голову по кругу сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. Остановить голову на груди и медленно поднять ее. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.

 

  • Подъем плеч и вращение – для снятия напряжения в области плеч и верхней части спины.

 

Техника выполнения: на вдохе поднять плечи к ушам, на выдохе опустить плечи и расслабиться. Повторить три-четыре раза. Затем, расслабив руки, рисовать плечами круги по ходу часовой стрелки несколько раз.

 

  • Дыхание «Ха» — для растяжения позвоночника, снятия нервозности и устранения напряжения с верхней части тела.

 

Техника выполнения: встать прямо, ноги на ширине плеч, на вдохе поднять руки через стороны вверх, сплести ладони. На задержке дыхания в течение 4-5 с. тянуть руки ладонями вверх, макушку тянуть в потолок, живот убрать под ребра. Резко наклониться вниз с резким горловым выдохом и звуком «Ха!», так, чтобы верхняя часть туловища полностью расслабилась, руки болтались из стороны в сторону, пока не остановятся. На вдохе медленно подняться.

 

  • Релаксация путем чередования напряжения и расслабления.

 

Техника выполнения:  лечь на коврик и по слову педагога  напрягать и расслаблять определенные участки тела и лица: нахмурить брови — расслабить, сжать зубы — расслабить, упереться затылком в пол — расслабиться, сжать руки в кулаки — расслабить, потянуть носки ног на себя — расслабить. Все эти действия производятся под легкую расслабляющую музыку. После того как расслабление достигнуто, педагог предлагает глубоко и спокойно дышать  так, чтобы животы  на вдохе поднимались, а на выдохе — опускались. Релаксация выполняется в течение 2-3  минут.

Для развития самоуважения в каждом ребенке и его веры в себя необходимо не скопиться на улыбки, добрые слова или просто жесты одобрения, акцентировать внимание на успехах ребенка и стремиться прийти на помощь в тех случаях, когда он испытывает трудности. Особое значении для ребенка имеют положительные установки – санкальпы. Это слова или фразы, которые необходимо повторять, по крайней мере, трижды для замены негативных стереотипов мышления. Санкальпы проговариваются про себя. Примеры санкальп: «Я спокоен, что бы ни произошло», «Я сильный и храбрый человек», «Я счастлив быть собой», «Сегодня будет отличный день», «Я добрый человек», «Мне все по силам».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *