МАТРИЦА ЗАДАЧ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Оздоровление принято понимать как повышение потенциала здоровья у здоровых и как восстановление потенциала здоровья после болезней, травм (психических и физических) и поражений (токсических и иных). Чаще всего речь идет о восстановлении (реабилитации) индивидуального физического здоровья.
Сегодня необходимо поставить задачи оздоровления в масштабе природной гуманитарной системы:
индивид – семья – род – народ – общество
и по всем видам здоровья, включая духовное, ментальное, психическое, генетическое, физическое и общественное.
Каждый вид здоровья имеет свои главные детерминанты.
Духовное здоровье определяется системой духовных целей и ценностей (согласно работам Р. Дилтса и др. авторов).
Ментальное здоровье определяется системой понятий и их ценностей, то есть актуализированной в микро- и макро- социуме идеологической системой, включая нравственные и моральные установки. Заметим, что идеологическая система может включать в себя одну или несколько религий.
Психическое здоровье (и не только) в существенной мере определяется системой нравственных ценностей, которые составляют базис для рефлексий в системе психорефлексивной защиты здоровья.
Генетическое здоровье зависит от ментального здоровья в силу ментальной обусловленности брачного выбора предков индивида и влияния доминирующей в обществе системы браков. Ментальное включает нравственное и это особенно важно. Нравственные ценности имеют природное (биосоциальное) происхождение и биологическую значимость в смысле обеспечения здоровья и, прежде всего, обеспечения генетического здоровья. Генетическое здоровье обеспечивают традиционные нравственные ценности благобрачия, согласно которым семейный союз необходимо заключать в своем этносе, в девственности и по любви. Кроме ценностей благобрачия, для обеспечения здоровья детей и внуков важны ценности супружеской верности, служения семье и роду, духовной и физической чистоты.
Физическое здоровье есть прямое следствие духовного, ментального, психического и генетического здоровья.
Общественное здоровье зависит от системы принятых в обществе моральных ценностей. Моральные ценности имеют социальное происхождение и социальную значимость в смысле обеспечения ментального здоровья общества.
Природная гуманитарная система функционирует как целое и для всех уровней этой системы и для системы в целом жизненно важной является триада базовых природных ценностей, лежащая в основе здравых смыслов:
здоровье – безопасность – развитие.
Эта триада представляет собой главные ценности бытия человека и базис здравых смыслов. Здравыми смыслами является те, которые соответствуют базовым природным ценностям по всем видам здоровья и на всех уровнях природной гуманитарной системы.
Представления о природной гуманитарной системе позволили выделить три вида гуманизма, соответствующих установленному в обществе приоритету:
1. Приоритет интересов индивида это либеральный гуманизм и, как следствие это либеральная идеология с ее атрибутами прав человека (индивида), ЛГБТ, ювенальной юстиции, трансгендеров и политкорректности.
2. Приоритет интересов государства это государственный гуманизм со ссылкой на интересы народа и страны, это коммунистическая идеология с характерным сочетанием партийного диктата и высокого уровня социальной защиты граждан.
3. Приоритет интересов семьи, рода и народа это природный гуманизм, это природная идеология социогуманизма, призванная обеспечить ценности и права здоровья, безопасности и развития для всех уровней природной гуманитарной системы.
Природный гуманизм акцентирует внимание на триаде базовых природных ценностей и позволяет осознать значимость трех уровней развития здоровья, включая:
— этногенез, то есть развитие этноса как единицы микроэволюции и как носителя потенциала здоровья народов этноса,
— родогенез, то есть развитие рода как главного источника здоровья индивидов его потомства,
— онтогенез, то есть индивидуальное развитие (духовное, ментальное, психическое и физическое).
Биологическое развитие всегда имеет генетический базис. Для этногенеза это генофонд народа, для родогенеза это генофонд рода и для онтогенеза это генотип индивида. Социальное развитие имеет ментальный базис конкретного вида гуманизма и соответствующей идеологии, то есть конкретную систему понятий и их ценностей.
Понимание генетического базиса развития достижимо в парадигме системной генетики, в которой наследственность рассматривается на трех уровнях, включая:
— молекулярный уровень наследования, на котором функционируют биохимические системы организма, а носителями генетической информации выступают молекулы ДНК, РНК, пептидов, белков и др.;
— телегонический уровень наследования, на котором функционируют биофизические системы организма, а носителями генетической информации выступают системы волновых полей организма;
— ментальный уровень наследования, на котором функционируют системы воспитания в микро- и макро- социуме, а носителями социогенетической информации выступают системы понятий и ценностей.
Наследственные особенности и особенности развития определяют особенности конституции, включая микро- и макро- аномалии развития. Особенности конституции, в свою очередь, определяют предрасположенности к заболеваниям и подверженности действию факторов внешней среды (физических, химических, инфекционных и ментальных). При этом наследственность определяет возможности развития, а конституция определяет «потолок» здоровья.
Рост частоты орфанной патологии, рост частоты аномалий физического и психического развития, рост общей заболеваемости населения, инфекционные и другие угрозы здоровью людей убедительно свидетельствуют о том, что для решения проблемы оздоровления только индивидуального физического оздоровления принципиально недостаточно. Необходимо уделять внимание базовым задачам духовного, ментального, психического и генетического оздоровления на всех уровнях природной гуманитарной системы (Табл. 1).
Таблица 1. Матрица базовых задач оздоровления.
На уровне |
Духовное |
Ментальное |
Психическое |
Генетическое |
Общества |
1 |
6 |
11 |
16 |
Народа |
2 |
7 |
12 |
17 |
Рода |
3 |
8 |
13 |
18 |
Семьи |
4 |
9 |
14 |
19 |
Индивида |
5 |
10 |
15 |
20 |