Православное здравосозидание
Говоря о психологии православного здравосозидания, речь идёт в первую очередь не о православной медицине, как таковой, а о православном взгляде на здоровье вообще через призму тримерического устройства человека — тело — душа — дух, а не заботе о здоровье одного только тела.
Таким образом, концепция и психология православного здравосозидания включает в себя две части и раздела — это понимание подлинных причин недугов через призму страстей с одной стороны и поиск тех особых средств и методов, которые могут оказать действенную помощь в исцелении. Нужно понимать, что говоря о вспомогательных средствах и методах, речи не идёт об отказе от услуг официальной медицины. Речь идёт о способах и методах природного и естественного самооздоровления, которые выходят за рамки официальной медицины и относятся к т.н. дополняющей (комплементарной, народной) медицине и не противоречат при этом православной традиции и культуре.
Для любого здравомыслящего человека понятно, что термин православная медицина не совсем корректен, поскольку касается области научного знания, а не интегрированного или религиозного. Именно по этой причине не может быть православной биологии, химии, физики, математики и др. дисциплин, но в то же время, медицина — это очень широкая область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, которая уходит своими корнями в духовную традицию и культуру человечества.
Таким образом, медицина — это очень широкое поле деятельности, связанное с пониманием причин (этиологии) различных заболеваний и патологических состояний, для их эффективного лечения и укрепления (сохранения) здоровья людей. Именно по этой причине современная медицина, не ограничивается одной только лечебной (куративной) деятельностью, связанной с лечение, а включает в себя и направления дополняющей помощи, медицинской реабилитации и профилактики, которые связаны с использованием не только высоких и научных технологий, но и естественных сил живой природы.
Вот тут-то и возникает стык естественного и сверхъестественного, научного и духовного, а, значит, и открывается поле деятельности для «православного здравосозидания», которое и говорит человеку какие именно сверхъестественные силы и средства живой природы можно использовать в процессе лечения, реабилитации и профилактики болезни в соответствии с православным вероучением, которые не пойдут во вред телу, душе и духу (уму) православного человека.
Таким образом, говоря о «православном здравосозидании» и его психологии, речь идёт не столько о конвенциальной медицине (теоретической, практической, доказательной и т.д.), сколько о медицине дополняющей (комплементарной, интегративной, нетрадиционной), которая только дополняет более жёсткий подход медицины официальной.
Недопонимание этого принципа дополнения и расширения, а не отрицания одного другим, и порождает все противоречия вокруг понятия «православного здравосозидания».
Говоря о «православном здравосозидании», следует обязательно сказать о том, что сам термин врачевание относится в православной традиции не только к телу, но и к душе, которая также является «телом» сознающим, чувствующим и вожделевающим, только не грубо, а тонкоматериальным (сверхъестественным).
Именно по этой причине врачевание душ человеческих было и остается одной из основных миссий Церкви Христовой и любой священнослужитель имеет определенные основания относить себя к числу врачевателей душ человеческих. Собственно именно по этой причине преподобный Иоанн Лествичник в своём обращении к пастырю, перечисляет весьма широкий арсенал средств лечения души (средства кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки и т.д.), которые непосвящённый человеку может принять за наставления медику, а не священнослужителю:
«Свяжи и ты, о досточудный муж, пластыри, порошки, глазные примочки, пития, губки, и при сем небрезгливость, орудия для кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки. Если мы не имеем сих припасов, то как покажем врачебное искусство?» (Преп. Иоанн Лествичник, Слово к пастырю, Гл.2)
Таким образом, понятие «православного здравосозидания» является ни сколько не искусственным или синтетическим, а совершенно конкретным, отражающим природу сверхъестественного и характер влияния сверхъестественного на природу естественного.
Говоря другими словами, понятие «православного здравосозидания» является отражением тримерной духовно-душевно-телесной природы человека. Если понятие медицины (конвенциальной) отражает только телесную сторону и плоскость человеческого бытия, ничего не зная о душевной и духовной, то понятие «православного здравосозидания» отражает уникальную связь и зависимость телесного от душевного, а душевного от духовного.
Говоря о здоровье личности, можно сказать, что понятие «православного здравосозидания» отражает собой характер уникальной связи и зависимости здоровья душевного от здоровья духовного, а здоровья телесного от здоровья духовного и душевного.
Понимание характера этой уникальной связи и составляет предмет «православного здравосозидания», которое зиждется на целостном духовно-душевно-телесном подходе к здоровью личности, а не только телесном.
Развитие научной медицины к большому сожалению все больше рассматривает человека и его уникальную личность не целостности и тримерии (тело-душа-дух), а только как биологический механизм, который можно «ремонтировать», не задумываясь о его сверхъестественной стороне, просто заменяя или отдельные блоки, детали и узлы. Такой подход, связанный с «механистичностью» восприятия человека, как биоробота, у которого всё можно легко менять, как в современном компьютере, по существу не просто искажает и ограничивает душевно-духовный и волевой потенциал личности, но исключает вообще роль души и духа, как определяющих категорий, превращая человека в бездушное, модулируемое и программируемое кибернетическое устройство. Но это в корне не так.
Вот почему отрыв телесного уровня от душевного и духовного с концентрацией на одной только плоти опасен потерей не только пола, как это произошло с гендером (ЛГБТ), а самой духовно-нравственной идентичности, т.е. самой человечности, которая и поддерживается только на душевно-духовном уровне.
С другой стороны в последнее время ведущие специалисты уже отчётливо видят первопричины очень многих болезней человека не на телесном уровне (материальном), а именно на энергийном и информационном (душевно-духовном), т.е. в сфере чувства, воли и сознания, что и определяет та самая духовная основа. Это уже доказывают последние открытия в генетике и геномике, дающие представления о механизмах закрепления и передачи наследственных патологий.
Вот почему как бы ни были совершенны те или иные медицинские технологии лечения и замены органов, как «деталей» биосистемы, человек с его трёхуровневой и трехсоставной природой (тело, душа, дух), требует отношения к себе именно как к целостному телесно-душевно-духовному существу, в котором одновременно живут два человека — человек внешний и видимый (телесный) и человек внутренний и невидимый (душевно-духовный). Если первому человеку (телесному) суждено состариться и умереть, то второй человек (душевно-духовный) переходит в вечность и наследует жизнь вечную.
Отсюда и вытекает то, что лечение человека в полном смысле слова и забота о его здоровье не может ограничиваться одним лишь телесным человеком, как частью, которому изначально суждено обветшать, состариться и умереть, а должно включать в себя лечение и заботу о здоровье тела, души и духа, причём, здоровье духовное и душевное является определяющим для здоровья телесного. В этом и заключается ключевой принцип «православного здравосозидания».
Говоря о психологии православного здравосозидания и связи здоровья телесного со здоровьем душевно-духовным, следует отметить, что эта связь прослеживается во всей христианской традиции, начиная с Ветхого Завета. В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, можно найти такие строчки, говорящие о неразрывной связи духовного здоровья, подаваемого Богом со здоровьем телесным, которое помогает оберегать врач:
«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли.
Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!» (Сир 38:1–15).
Более того, во всех мировых религиозных системах с самой древности болезнь и здоровье человека напрямую связывались с его нравственным обликом и характером его поведения с точки зрения нравственности. Можно смело сказать о том, что именно категория нравственности испокон веков и стояла на защите здоровья человека в то время, когда ещё не была развита медицина.
В Новом Завете мы с ещё большей силой можем видеть связь нравственности со здоровьем, когда Сам Господь Иисус Христос неоднократно подтверждает связь болезни и греха словами:
«Прощаются тебе грехи твои» (Мф 9:2). Другому исцеляемому Он говорит:
«вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5, 14) .
Одно прикосновение кровоточивой женщины к одежде Христа исцелило её болезни, с которой не могли справиться врачи: «много потерпела от многих врачей» (Мк 5:26) «издержав на врачей все имение, но ни одним не могла быть вылечена» (Лк 8:43)
Многие святые отцы, говоря о здоровье напрямую указывали на связь греха и болезни:
«Болезни бывают у нас от греха, от них ослабевают страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.…Отними грех – и не будет болезней. Болезнь очищает грехи» (Преп. Серафим Саровский)
«Иоанн Богослов сказал «есть грех к смерти и есть грех не к смерти» (1 Ин 5:16,17). Он называл смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покоянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом.» (Св. Игнатий Брянчанинов, Слово о смерти)
Понятие православного здравосозидания, как видно из текста, достаточно ёмко и включает в себя, как вопросы понимания причин болезни и ухудшения здоровья (душевного и телесного), так и аспекты восстановления и укрепления здоровья, как душевно-духовного, так и телесного.
Истины ради, следует отметить, что в самой православной традиции к здоровью телесному и заботе о его укреплении имеется совершенно особое отношение, которое связано в первую очередь с пониманием тела, как источника и сосредоточия многих страстей (чревоугодия, похоти, алчности и др.). Именно по этой причине в православной традиции и культуре главный акцент делается не на телесном здоровье или гармонии тела и души, а на здоровье душевном и духовном через которое естественным образом достигается и здоровье телесное.
Иными словами, особенностью концепции православного здравосозидания является то, что в отличие от других религий, христианство и православие не стремится к достижению душевно-телесной гармонии, как высшей цели человеческого бытия. Главной и высшей целью христианина является здравие и спасение души, как нетленной основы «нового» человека, который входит в вечность.
«Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». (Символ веры)
Именно по этой причине культ тела никогда не имел места в христианской традиции, несмотря на то, что само тело считалось основой (почвой) для взращивания души, которая по мере очищения человека от страстей также становилась святой. Именно по этой причине Церковь рассматривает и болезнь и страдание как путь духовного исцеления и преображения, а тело — как основу и питательную среду о которой нужно заботиться по мере созревания души, но делать культа. Иными словами, в православии нет и никогда не было ни культа поклонения телу, ни стремления к самоистязанию и мазохизму.
Говоря о концепции православного здравосозидания, можно сказать о том, что Церковь никогда не приветствовала радикализма в вопросах отношения к здоровью и пренебрежения медицинской помощью. В этой связи некоторые аспекты православной аскетики, вызывающие недоумение и неприятие современной медицины, вовсе не распространяются на всех людей и всех верующих, а касаются очень ограниченной прослойки монашествующих и связаны не с безрассудством, а особой тренировкой и проявлением по сути высших телесно-духовных возможностей, которые действительно, не укладываются в традиционные представления.
Главная мысль и идея психологии православного здравосозидания состоит в том, что первопричины (корни) большинства болезней всегда залегают гораздо глубже их физиологических проявлений. Ярким подтверждением прямой связи духовности с медициной является тот факт, что многие выдающиеся врачи были священнослужителя и успешно соединяли свою медицинскую деятельность с глубокой христианской верой: архиепископ-хирург Лука (Войно-Ясенецкий), митрополит Сурожский Антоний (Блум), ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Тихвинский Константин (Горянов). В Белорусском Экзархате профессиональными врачами являются священники Игорь Соловей, Георгий Неверович, Николай Марьянский, Николай Владыко, диакон Михаил Перец и др.
Говоря о методах православного здравосозидания, нужно отметить в первую очередь главный принцип их использования, который состоит в использовании фактора веры — «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9;29)
Из общего арсенала средств и методов здравосозидания в православной традиции наиболее распространены и актуальны следующие:
- Молитвенная практика,
- Пост,
- Биологические средства и методы(фитотерапия, биотерапия, фунготерапия, апитерапия и др.),
- Использование биологически активных веществ(продукты пчеловодства, экстракты, вытяжки, чаи, продукты ферментации и др.),
- Телесно-ориентированные практики(остеотерапия, закаливание, массаж, мануальная терапия, лечебная физкультура и др.).
Из православной литературы по данной теме и проблеме можно отметить труды священномученика Серафима Чичагова — «Здоровье по Чичагову».
В настоящее время существует множество отраслей и направлений официальной медицины, которые очень тесно пересекаются с православной психологией, нравственностью и духовностью, где можно эффективно использовать принципы и методы православного здравосозидания.
Владимир Вамуш
продолжение следует…