Православное здравосозидание

Говоря о психологии православного здравосозидания, речь  идёт  в   первую очередь  не  о православной   медицине, как  таковой,  а  о  православном   взгляде  на  здоровье  вообще  через  призму  тримерического устройства человека  — тело — душа — дух, а  не  заботе  о здоровье  одного только  тела.

Таким  образом,  концепция  и психология  православного  здравосозидания включает  в   себя   две  части и раздела —  это  понимание  подлинных  причин   недугов  через  призму   страстей  с  одной   стороны  и поиск  тех  особых средств и  методов, которые  могут оказать действенную  помощь  в  исцелении. Нужно понимать,   что  говоря  о  вспомогательных средствах  и  методах, речи не идёт об отказе  от услуг  официальной   медицины.  Речь идёт  о  способах  и методах природного и естественного самооздоровления, которые  выходят  за рамки официальной  медицины  и  относятся   к  т.н. дополняющей  (комплементарной, народной)  медицине  и  не   противоречат  при   этом  православной  традиции  и культуре.

Для  любого здравомыслящего человека понятно, что  термин  православная   медицина не   совсем  корректен, поскольку касается области научного знания, а  не интегрированного или религиозного. Именно по  этой   причине не может быть православной биологии, химии, физики, математики  и др. дисциплин, но в  то же  время, медицина  —  это очень  широкая  область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, которая  уходит своими корнями в  духовную традицию и культуру  человечества.

Таким  образом, медицина  — это  очень  широкое  поле  деятельности, связанное  с  пониманием  причин  (этиологии)  различных заболеваний и патологических состояний, для  их эффективного  лечения  и  укрепления (сохранения) здоровья людей. Именно по этой   причине  современная   медицина, не ограничивается одной  только  лечебной (куративной)  деятельностью, связанной  с  лечение, а  включает  в   себя  и направления  дополняющей помощи, медицинской реабилитации  и профилактики, которые связаны с  использованием не  только высоких и научных  технологий, но и естественных  сил живой  природы.

Вот тут-то и  возникает  стык   естественного  и сверхъестественного, научного и духовного, а,  значит,  и  открывается поле  деятельности для  «православного здравосозидания», которое  и говорит  человеку какие именно  сверхъестественные силы  и средства  живой   природы  можно использовать в  процессе лечения, реабилитации и профилактики  болезни  в соответствии с  православным  вероучением, которые не   пойдут  во вред телу, душе  и духу (уму)  православного  человека.

Таким образом, говоря о «православном  здравосозидании» и его психологии, речь  идёт не  столько о конвенциальной  медицине (теоретической, практической, доказательной и т.д.), сколько о  медицине дополняющей (комплементарной, интегративной, нетрадиционной), которая только  дополняет более жёсткий подход медицины  официальной.

Недопонимание этого принципа  дополнения  и расширения, а  не  отрицания  одного другим,  и порождает  все  противоречия вокруг  понятия «православного   здравосозидания».

Говоря  о  «православном   здравосозидании», следует  обязательно  сказать о том, что  сам  термин   врачевание  относится  в  православной  традиции  не  только  к  телу, но и к  душе, которая   также  является «телом»  сознающим, чувствующим и вожделевающим, только  не  грубо, а  тонкоматериальным  (сверхъестественным).

Именно  по этой   причине  врачевание душ человеческих было и остается одной из основных миссий Церкви Христовой  и любой священнослужитель  имеет определенные основания относить себя к числу врачевателей  душ человеческих.  Собственно именно по этой  причине преподобный Иоанн Лествичник в  своём  обращении к   пастырю, перечисляет весьма  широкий   арсенал средств лечения  души  (средства кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки и  т.д.), которые непосвящённый   человеку может  принять за наставления  медику, а  не священнослужителю:

«Свяжи и ты, о досточудный муж, пластыри, порошки, глазные примочки, пития, губки, и при сем небрезгливость, орудия для кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки. Если мы не имеем сих припасов, то как покажем врачебное искусство?»  (Преп. Иоанн Лествичник, Слово к пастырю, Гл.2)

Таким образом, понятие «православного   здравосозидания» является ни сколько не  искусственным или синтетическим, а совершенно конкретным, отражающим природу сверхъестественного и характер влияния  сверхъестественного на  природу  естественного.

Говоря  другими  словами, понятие «православного   здравосозидания»  является  отражением  тримерной  духовно-душевно-телесной   природы   человека.  Если понятие  медицины  (конвенциальной)  отражает  только  телесную  сторону и плоскость человеческого бытия, ничего не  зная  о душевной  и духовной, то  понятие «православного   здравосозидания»  отражает уникальную  связь  и  зависимость  телесного от душевного, а  душевного от духовного.

Говоря  о здоровье  личности, можно сказать, что понятие  «православного  здравосозидания» отражает  собой  характер уникальной   связи и зависимости здоровья  душевного от здоровья  духовного, а  здоровья телесного от здоровья духовного и душевного.

Понимание  характера  этой уникальной   связи и  составляет предмет «православного   здравосозидания», которое зиждется  на  целостном  духовно-душевно-телесном  подходе к  здоровью личности, а  не  только  телесном.

Развитие  научной   медицины  к большому   сожалению все больше рассматривает  человека  и его уникальную  личность  не  целостности  и тримерии  (тело-душа-дух), а  только как биологический  механизм, который можно  «ремонтировать»,  не  задумываясь  о  его сверхъестественной   стороне, просто   заменяя или отдельные блоки, детали и узлы.  Такой  подход, связанный с  «механистичностью»  восприятия  человека, как биоробота, у  которого всё можно легко  менять,  как   в   современном  компьютере,  по  существу  не   просто  искажает и  ограничивает  душевно-духовный  и волевой  потенциал личности, но  исключает  вообще  роль души и духа, как  определяющих категорий, превращая   человека  в бездушное, модулируемое  и программируемое  кибернетическое  устройство.  Но это в   корне  не  так.

Вот почему  отрыв  телесного уровня  от  душевного и духовного  с  концентрацией  на  одной  только  плоти  опасен  потерей  не  только  пола, как  это произошло  с  гендером  (ЛГБТ),  а самой  духовно-нравственной  идентичности, т.е.  самой  человечности, которая  и поддерживается только на  душевно-духовном   уровне.

С другой   стороны  в  последнее  время  ведущие  специалисты  уже  отчётливо  видят первопричины  очень  многих  болезней человека  не  на  телесном   уровне (материальном), а  именно  на  энергийном  и информационном  (душевно-духовном), т.е.  в сфере чувства, воли  и сознания, что и  определяет  та   самая духовная  основа. Это уже доказывают последние  открытия  в  генетике  и геномике,  дающие   представления  о механизмах  закрепления  и передачи наследственных патологий.

Вот почему  как  бы  ни были совершенны  те  или   иные  медицинские технологии  лечения  и замены  органов,  как  «деталей»  биосистемы, человек с его трёхуровневой  и  трехсоставной  природой  (тело, душа, дух),  требует отношения к себе именно как к  целостному   телесно-душевно-духовному существу, в  котором одновременно живут  два человека —  человек внешний  и видимый (телесный) и человек  внутренний  и невидимый (душевно-духовный). Если  первому   человеку (телесному) суждено состариться  и умереть, то второй  человек (душевно-духовный) переходит  в   вечность и наследует  жизнь вечную.

Отсюда   и вытекает  то, что лечение  человека  в  полном   смысле   слова  и забота   о  его   здоровье  не   может   ограничиваться   одним  лишь   телесным  человеком,  как  частью,  которому  изначально суждено  обветшать, состариться  и умереть,  а  должно включать в   себя  лечение  и   заботу  о здоровье  тела, души  и духа, причём, здоровье  духовное  и душевное   является  определяющим для  здоровья телесного.  В этом  и заключается ключевой   принцип «православного   здравосозидания».

Говоря  о психологии  православного здравосозидания  и связи  здоровья телесного  со здоровьем  душевно-духовным,  следует отметить, что эта   связь прослеживается  во  всей  христианской  традиции, начиная  с  Ветхого Завета.  В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, можно найти такие   строчки, говорящие  о  неразрывной   связи  духовного  здоровья, подаваемого Богом  со здоровьем  телесным, которое помогает оберегать врач:

«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли.

Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!» (Сир 38:1–15).

 

Более  того, во  всех  мировых  религиозных  системах  с  самой  древности болезнь и  здоровье  человека  напрямую  связывались  с  его  нравственным  обликом   и характером  его поведения  с  точки зрения  нравственности.  Можно  смело  сказать о том, что  именно категория  нравственности  испокон веков  и  стояла  на  защите  здоровья  человека  в  то время, когда   ещё  не  была  развита  медицина.

В Новом Завете мы с   ещё большей   силой можем  видеть связь нравственности со здоровьем, когда  Сам Господь Иисус Христос  неоднократно  подтверждает связь  болезни и греха  словами:

«Прощаются тебе грехи твои» (Мф 9:2).  Другому исцеляемому Он говорит:

«вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5, 14) .

Одно прикосновение кровоточивой женщины к одежде Христа исцелило её болезни, с  которой  не   могли справиться врачи: «много потерпела от многих врачей» (Мк 5:26) «издержав на врачей все имение, но ни одним не могла быть вылечена»  (Лк 8:43)

Многие   святые отцы, говоря  о здоровье  напрямую  указывали на  связь  греха  и болезни:

«Болезни бывают у нас от греха, от них ослабевают страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.…Отними грех – и не будет болезней. Болезнь очищает грехи» (Преп. Серафим Саровский)

«Иоанн Богослов сказал  «есть грех к смерти и есть грех не к смерти» (1 Ин 5:16,17). Он называл смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покоянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом.»  (Св. Игнатий Брянчанинов, Слово  о смерти)

Понятие  православного  здравосозидания, как   видно из  текста, достаточно ёмко  и  включает  в   себя, как вопросы  понимания   причин  болезни и ухудшения  здоровья  (душевного и телесного), так  и  аспекты  восстановления и укрепления  здоровья, как душевно-духовного,  так  и телесного.

Истины  ради, следует отметить, что  в самой   православной  традиции к здоровью телесному  и заботе  о его укреплении имеется  совершенно  особое  отношение, которое  связано в  первую очередь с  пониманием  тела, как  источника и сосредоточия многих страстей (чревоугодия, похоти, алчности и др.).  Именно по этой причине в  православной  традиции и культуре главный   акцент делается  не  на телесном  здоровье  или  гармонии тела  и души, а  на здоровье  душевном  и духовном  через  которое естественным образом  достигается и здоровье  телесное.

Иными  словами, особенностью  концепции   православного здравосозидания  является  то, что  в отличие от других религий, христианство  и православие  не стремится к достижению душевно-телесной гармонии, как высшей цели  человеческого  бытия.  Главной   и высшей  целью  христианина  является  здравие  и спасение  души, как  нетленной  основы  «нового» человека, который  входит  в  вечность.

«Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».  (Символ веры)

Именно  по этой  причине  культ тела  никогда  не имел  места в  христианской традиции, несмотря  на  то, что  само  тело  считалось  основой  (почвой)  для взращивания души, которая  по  мере  очищения  человека  от страстей  также становилась  святой.  Именно  по этой   причине  Церковь рассматривает  и болезнь и страдание как путь духовного исцеления  и преображения, а  тело — как основу и питательную  среду  о которой нужно заботиться  по  мере созревания  души, но делать культа.  Иными  словами, в  православии  нет и никогда  не  было ни культа   поклонения  телу, ни стремления к самоистязанию и мазохизму.

Говоря  о концепции  православного здравосозидания, можно сказать о том, что Церковь  никогда  не приветствовала  радикализма в  вопросах  отношения   к здоровью и  пренебрежения медицинской помощью.  В этой   связи  некоторые аспекты  православной  аскетики, вызывающие  недоумение  и неприятие современной  медицины, вовсе  не  распространяются на  всех людей  и всех верующих, а   касаются  очень  ограниченной  прослойки монашествующих и связаны  не   с  безрассудством, а  особой  тренировкой и проявлением  по  сути высших телесно-духовных  возможностей, которые действительно, не   укладываются в  традиционные  представления.

Главная  мысль  и идея  психологии  православного  здравосозидания  состоит в том,  что  первопричины (корни)  большинства  болезней  всегда залегают гораздо  глубже их физиологических проявлений.   Ярким  подтверждением  прямой  связи духовности  с  медициной является  тот факт, что  многие  выдающиеся  врачи  были  священнослужителя  и  успешно   соединяли  свою медицинскую   деятельность  с  глубокой христианской  верой: архиепископ-хирург Лука (Войно-Ясенецкий), митрополит Сурожский Антоний (Блум), ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Тихвинский Константин (Горянов).  В  Белорусском Экзархате профессиональными врачами являются священники Игорь Соловей, Георгий Неверович, Николай Марьянский, Николай Владыко, диакон Михаил Перец  и др.

Говоря о методах православного здравосозидания, нужно отметить в  первую очередь  главный   принцип  их использования, который   состоит в использовании фактора веры — «по  вере   вашей  да  будет  вам»  (Мф. 9;29)

Из общего арсенала  средств и методов  здравосозидания в православной традиции  наиболее  распространены  и  актуальны  следующие:

  • Молитвенная практика,
  • Пост,
  • Биологические  средства  и методы(фитотерапия, биотерапия,  фунготерапия, апитерапия  и др.),
  • Использование биологически  активных  веществ(продукты  пчеловодства, экстракты, вытяжки, чаи, продукты ферментации и др.),
  • Телесно-ориентированные  практики(остеотерапия, закаливание, массаж, мануальная  терапия, лечебная  физкультура и др.).

 

Из  православной  литературы   по данной  теме  и проблеме   можно отметить труды священномученика Серафима Чичагова — «Здоровье  по Чичагову».

В настоящее  время   существует  множество  отраслей  и направлений официальной медицины, которые очень  тесно пересекаются с  православной психологией, нравственностью и духовностью, где  можно  эффективно использовать принципы и методы  православного здравосозидания.

Владимир Вамуш

продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *