Мастер-класс «Практические аспекты здоровьесберегающих технологий профилактики нарушений голоса»

Цель: повышение профессиональной компетенции слушателей по вопросам
здоровьесбережения в процессе активного педагогического общения.
Задачи:
 познакомить участников с понятием здоровьесберегающих технологий
профилактики нарушений голоса, их значением в системе работы
специалистов различных речевых профессий;
 помочь в осознании оздоравливающего эффекта упражнений для
восстановления голоса, нейропсихологических приемов, дыхательных
и массажных техник путем их практического выполнения под
спокойную музыку;
 улучшить физическое состояние слушателей, их энергетический и
эмоциональный тонус.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры, по два грецких ореха и
индивидуальные зеркала по количеству слушателей, CD «Звуки природы».
Ожидаемые результаты мастер-класса.
 овладение слушателями основами дыхательных, массажных и
восстановительных техник для профилактики нарушений просодической
стороны речи;
 практическое овладение элементами нейропсихологических приемов и
осознание их оздоравливающего эффекта на весь организм в целом;
 повышение профессиональной компетентности специалистов речевых
профессий по вопросам здоровьесбережения.
Ход мастер-класса.
II. Практическая часть мастер-класса.
1.Пальчиковая гимнастика.
Ведущий: «Любопытный факт в конце девятнадцатого века подметил
французский ученый Д.Кастекс: когда булочник долго месит руками тесто,
то голос становится у него хриплым. В чём причина? Оказывается, когда
устают руки, то устают одновременно и мышцы гортани, которые управляют
натяжением голосовых связок. В гортани, как в капле воды, отражается
сиюминутное состояние человека.
Когда мы говорим или поем, то включаем в работу целый комплекс
мышц. А если мы говорим много, а мышечным аппаратом гортани
руководить не умеем, то наказание неминуемо:
 ослабевают гортанные мышцы;
 голос теряет свежесть, звучность;
 голос становится тяжёлым, не поддается контролю;
 выделяется много слизи;
 случаются кровоизлияния.
Древние римляне говорили, что руки — это часть речи. Врачи-
логопеды Московского областного научно-исследовательского клинического
института лечат заикание особым методом: они советуют своим клиентам
писать каллиграфическим почерком или тщательно вырисовывать печатным
шрифтом буквы письма. Упражнения в каллиграфии отражаются и на
характере: человек становится уравновешеннее, спокойнее.
«Рука – это инструмент всех инструментов», — сказал Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг», — писал И.Кант.
Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих
рук, но и расслабить мышцы всего тела.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены
издавна. В Китае распространены упражнения с металлическими шарами.
Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность
сердечнососудистой системы, устраняют эмоциональное напряжение,
развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают
жизненный тонус».
Пальчиковая гимнастика «Подними пальчик». Ладони обеих рук
слушателей лежат на столе, пальцы растопырены. Ведущий прикасается к
каждому пальцу и говорит: «Подними большой (указательный, средний,
безымянный) палец», «Подними мизинец» сначала на правой руке, затем –
на левой руке. После этого инструкция усложняется: «Подними левый
большой палец», «Подними правый средний палец» и т.д. Гимнастика
проводится с 1-2 слушателями.
2. Пальчиковые игры.
2.1.«Свиристели».
Прилетели свиристели, — Взмахи крыльев скрещенными кистями рук.
И на веточке присели,  Полуприседания с сомкнутыми коленями.
Стали зернышки клевать.  «Клюют» по ладони левой руки
указательным пальцем правой руки,
затем по ладони правой руки
указательным пальцем левой руки.
Раз, два, три, четыре, пять.  Поочередно смыкают с первым пальцем
второй, третий, четвертый, пятый палец
на каждой руке.
Хохолки расправили,  К сомкнутым первому и второму пальцам
обеих рук то присоединять, то поднимать
остальные пальцы, разводя их в стороны
(имитируют хохолки).
Песни петь заставили. Производят щелчки пальцами.
Ти-ри-ра! Ти-ри-ра!  Выполняют 2 коротких хлопка ладонями,
1 шлепок по коленям – последовательность
выполняется 2 раза.
Птицам прочь лететь пора!  Делают четыре ритмичных взмаха
крыльями.
2.2. Сабельки.
Сабельки, сабельки,   Поочередно, скрестно, ударяют
вытянутыми указательными пальцами.
Мы играем, мы играем,  Движения повторяются.
Пальчики, пальчики,  Сгибание и разгибание кистей рук.
Разминаем, разминаем.  Повтор движений.
К солнышку, к солнышку Встают, руки на поясе.
Поднимаем, поднимаем,  Поднимаются на носочки, тянут вверх
напряженные руки.
Ручками, ручками  Расслабляют руки до локтей.
Покачаем, покачаем,  Затем до плеч, «роняют» руки вперед.
Глазоньки, глазоньки Выпрямляют корпус.
Закрывают, закрывают.  Стоят с закрытыми глазами, руки вниз.
Девочки, мальчики
Отдыхают, отдыхают.
3.Нейропсихологический комплекс.
Ведущий: «Нейропсихологический комплекс подразумевает работу с
телом. В процессе занятий обеспечивается общая активация энергетического
фона, на котором разыгрываются все психические процессы. Цель занятий –
активизировать подкорковую структуру головного мозга. Для этого
используются дыхательные упражнения, стимулирующие динамические
процессы.
Нейропсихологические упражнения направлены на развитие
возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и
контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить
концентрацию и распределение внимания. Они рекомендованы тем людям,
которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают
трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не
удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с одного
вида деятельности на другой. Один из важных способов борьбы с такими
проблемами – развитие у пациентов речевой регуляции своих действий. С
помощью проговаривания вслух педагоги лучше справляются с
импульсивностью, удерживают задачу, легче замечают и контролируют свои
ошибки.
Каждое упражнение построено в виде игры таким образом, чтобы
можно было начинать с чего-то простого, постепенно переходя к более
сложному».
3.1. Колечко. «Поочередно как можно быстрее перебирайте пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный,
средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к
мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем–вместе.
3.2. Кулак—ребро—ладонь. «Три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак
ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на
плоскости стола: Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем
— двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При
усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе
командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя».
3.3. Лезгинка. «Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в
сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в
горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого
одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз.
Добивайтесь высокой скорости смены положений.
3.4.Зеркальное рисование. «Положите на стол чистый лист бумаги.
Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать
одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При
выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и
руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно
увеличится эффективность работы всего мозга».
3.5. Ухо—нос. «Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
3.6. Змейка. «Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в
замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий.
Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться
к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все
пальцы обеих рук».
4. Дыхательная гимнастика.
4.1. Поворачивая голову направо – вдох, возвращаясь в исходное положение
– выдох (10 раз). То же самое налево.
4.2. Поднимая голову вверх — вдох, возвращаясь в исходное положение –
выдох (10 раз).
4.3. Наклоняя голову к правому плечу – вдох, возвращаясь в исходное
положение – выдох (10 раз). То же к левому плечу.
Исключительное значение придается носовому дыханию, так как его
нарушение способствует не только повышению гипервентиляции легких и
возникновению заболеваний верхних дыхательных путей, но и болезней
таких, как астма, гипертония и стенокардия.
4.4. Погладить нос (боковые его части), от кончика к переносице – вдох. На
выдохе постукивать по ноздрям.
4.5. Сделать вдох и выдох через правую ноздрю, закрывая её поочерёдно
указательным пальцем (8-10 раз).
1.6. Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом (8-10 раз).
4.7. На выдохе носом оказывать сопротивление воздуху, надавливая
пальцами на крылья носа (8-10 раз).
4.8. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно протянуть звук [м-м],
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
4.9. Закрыть нос пальцами и сосчитать до десяти, то же повторить с
открытым носом.
5. Артикуляционная (языковая) гимнастика.
5.1. Четыре раза прикусите кончик языка.
5.2. Высунуть язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик
языка и все более далеко отстоящие поверхности.
5.3. Покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы
жуя его.
5.4. Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым
ртом.
5.5. Упритесь языком в верхнюю, нижнюю губу, правую, левую щеку,
пытаясь как бы проткнуть насквозь.
5.6. Пощелкайте языком, изменяя форму рта.
5.7. Покусайте нижнюю, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми
зубами их внутреннюю поверхность.
5.8. Вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
5.9. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие
улыбки.
5.10. Энергично произносите: [П-Б], [Т-Д].
5.11. То же, высунув язык.
5.12. Р0!-Р0!-Р0!-Р0!-Р0! В этом упражнении после каждого слога
выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох
происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха.
Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то
добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем
глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на
стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря, и вы поете через силу. Не
закрывайте рот и не напрягайте шею.
5.13. РО-О’О-О’О-О’О-О’О-О’О-О’О. Во время выполнения этого упражнения
после каждых двух звуков «О» делайте маленький выдох и вдох ртом.
Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая
глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю
ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди
глубже предыдущего.
5.14. РО-О’О-О’О-О’О-О’О-О’О-О’О. В отличие от предыдущего, данное
упражнение выполняется легко: перескакивая с ноты на ноту. Постепенно
ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая
шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь.
5.15. А-ВЕ МА-РИ-И-Я. Согрейте руки дыханием, как это делают на морозе.
Теперь добавьте к дыханию немного звука. Вот вы и получили ощущения,
необходимые для выполнения упражнения. Следите, чтобы рот широко
открывался, а выдох не исчезал в течение всей фразы. Упражнение
рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха.
Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы
облегчить себе задачу, наклонитесь вперед, положите руки на поясницу и
ощутите, как туда проникает воздух. Теперь у вас образовался «спасательный
круг» вокруг талии. Не спешите, расходуйте воздух экономно,- не выдыхайте
много на первую ноту. Вдохи делайте носом, ритмично, быстро и резко,
ощущая, как наполняется воздухом «спасательный круг». Если гласный звук
[И] зажимается или звучит в нос, замените ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/.
Когда вы научитесь правильно пропевать ее, можно будет вернуться к
первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах
октавы. Следите за вибрацией грудного резонатора — она не должна
пропадать на высоких нотах.
6. Интонационно-фонетические упражнения.
6.I. Рот открыт в форме прямоугольника, руки подняты на уровень рта, кисть
раскрывается так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь
обращена вперед. Активное произношение согласных звуков Щ, С. Ф, К, Г,
П, Б, Д, Г, В, 3, Ж. Каждый звук произносится 4 раза. Одновременно с
произнесением согласных работают кисти: производится сильный короткий
удар третьего пальца о большой.
6.2. «Страшная сказка». Исходное положение: рот открыт. Движением
челюсти вперед — вниз губы расслаблены, проверьте пальцами рук, проткнув
щеки. Произносить гласные тихим низким голосом. Глаза широко раскрыты,
брови подняты, общее выражение липа — испуганное. Произносить гласные
без видимых движений губ и челюсти: У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ,
ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭ, АОУ.
6.3.«Вопросы — ответы». С вопросительной интонацией задавать вопрос:
«У»? С восклицанием отвечать: «У!» и так далее по схеме
6.4. Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком «удивления».
Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем
протяжный, свободный, похожий на стон звук [А]. Гортань вместе с кадыком
остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не
должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за
правильным дыханием. Вдох не фиксируйте (выдох — непосредственно после
вдоха без задержки). Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению
свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже
некоторая расслабленность.
6.5.Закрытый звук [М]. Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно
опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем
одну ноту на согласный [М]. Гортань остается внизу. Нижняя челюсть
опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы
сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться
удержания долгого ровного звука. Вибрация (легкое подрагивание)
ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр
вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать
гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы
нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится
несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы
«подъезжаете» к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с
любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно
повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в
высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.
6.6. М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так
же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо
немного открыть рот, следя, однако, чтобы не появилось какое-либо
напряжение. Звук «И» во время пения не должен отличаться от обычного
разговорного \как в слове «улитка».
6.7. М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствует контроль над звуком [И],
переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены
одинаковым звуком — звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно
чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.
6.8. РО-О-О-О. Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем
положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать звук [О] губами.
Он должен находиться как бы внутри гортани. При таком положении звук
будет напоминать нечто среднее между [О] и [А]. Возьмите зеркало и
проверьте положение языка на гласной. Не забывайте, что гортань чуть
поднявшись на [Р], должна снова опуститься на [О]. Необходимо помнить о
состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для
этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет
оттуда.
6.9. Петь на одной ноте одну гласную сначала forte (громко), затем piano
(тихо). Внимание на ровности и качестве звука, на контроле над подачей
дыхания. Дыхание подается ровно, активно, без толчков — legato.
Контролировать правильное положение корпуса при пении, следить за
развернутой грудью, свободной гортанью.
6.10. На одной ноте петь все гласные звуки [А, Э, И, О, У; А, О, Э, И, У], не
торопясь, на одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность.
Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных
обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая
те случаи, когда на [А] гортань зажата. В этом случае надо начинать с
удобной гласной/ исходя из этих сложностей многие педагоги категорически
против пения вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения,
так как внимание поющего направлено в другое русло, что отражается на
качестве звука.
6.11. Напевание (мычание) звука [М], чтобы привыкнуть к правильному
положению корня языка. Открыть рот, затем мягко сомкнуть губы и
длительно тянуть звук [М]. Должно быть дрожание и щекотание на
поверхности губ. Если корень языка поднят, то этого ощущения нет.
6.12. Пение на одной ноте слогов: "МА, МЭ, МИ, МО, МУ". Неторопливый
темп. Первый звук [М] произносится способом мычания (как в предыдущем
упражнении), а затем последующий гласный звук в ту же область (в верхние
зубы) с тем же объемом и округлостью. Следите за естественностью рта,
свободой гортани, проточностью дыхания. Упражнение помогает ощутить
опору, «выдвигает вперед» звук.
6.13.. Среди упражнений Гарсиа и Ламперти для начинающих есть такое: на
одной ноте петь слова «mamma mia».
6.14. Очень хороша для начинающих согласный звук [Л]. На одной ноте
или на маленьких узких интервалах петь слоги: ЛА, ЛЕ, ЛИ, ЛО, ЛЯ, ЛУ,
ЛО.
6.15. Пение несложных хроматических упражнений на удобный слог
(диапазон квинты, терции). Сначала произносить слог на каждой ноте, чтобы
выработать точность и четкость, а потом только на первой ноте — слог, на
последующих – гласный звук.
7.Точечный массаж.
Ведущий: «Эдуард Михайлович Чарели, занимавшийся долгое время со
свердловскими артистами, а также студентами консерватории, предлагал
комплекс упражнений по профилактике расстройств голоса и заболеваний
верхних дыхательных путей. Один из них — по методу точечного
массирования.
Массировать следует указательным или средним пальцем в указанных
на рисунках участках по три секунды (9 раз). Точки возле носа можно
массировать, сопровождая действия протяжно произносимыми звуками
[ЖМ], [ГМ], [ДМ], [ЖН], [ГН], [ДН].
Массаж «волшебных точек» повышает сопротивляемость организма,
способствует улучшению обменных процессов, лимфо — и кровообращения.
Комплекс апробирован профессором А.А.Уманской, доказал свою
эффективность и доступность при широком внедрении в повседневную
педагогическую и домашнюю практику».
8. Снятие психического напряжения.
8.1. Ведущий: «При создании угла 45 градусов между указательным и
большим пальцами руки на продолжении его линий располагается точка,
которая благотворно воздействует на воспаление миндалин, а также на
зубную боль и переутомление глаз. Точку нажимают подушечкой большого
пальца, а с обратной стороны подкладывают указательный палец.
Пятисекундное сильное нажатие обоими пальцами с последующим резким
послаблением усилия повторяют по 10 раз для каждой руки.
8.2. Упражнения с орехами устраняет напряженность. Делают массаж
ладони круговыми движениями двумя орехами.
8.3. Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на стороне ладони),
ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения
(3 минуты).
8.4. Слегка массируют кончик мизинца большим и указательным пальцами.
.
8.5. Упражнение для улучшения памяти. Складывают большой и
указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижимают их друг к
другу, сгибая их в наружную сторону. То же упражнение делают также для
большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и
мизинца (для каждой руки 20 раз), Затем кончиком большого пальца сильно
надавливают на основании каждого из остальных пальцев (для каждой руки
20 раз).
8.6. Упражнение для улучшения внимательности. Кончики вытянутых
вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки со
слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжимают, наоборот, пальцы
правой руки, вытягивают пальцы левой руки и подводя кончики среднего и
безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторяют эти
движения быстро и попеременно по 10 раз. Не забывайте делать выдох через
рот при каждой смене рук».
9. Музыкально-психологический массаж.
Ведущий: «Суть этого приема заключается в тренировке подвижности
нервных процессов. Нередко, попав в трудную ситуацию (а у каждого
педагога они случаются почти на каждом уроке), нелегко бывает из неё
психологически выйти. Внимание при этом все время вертится вокруг
неприятного события, вызывающего невеселые мысли. Чтобы выйти из этого
состояния, нужно встряхнуться, поменять образы, стоящие перед глазами,
выйти из одного состояния в другое. Для этого ленинградским
психотерапевтом В.И.Петрушиным был разработан музыкально-
психологический массаж. Участникам семинара предлагается прослушать
насыщенный отрицательными аффектами музыкальный фрагмент
продолжительностью 2-3 минуты, постараться при этом припомнить эпизод
из своей жизни, который подходил бы к данной ситуации и пережить его как
бы заново. Затем, прослушав спокойную музыку, надо моментально сбросить
мышечное напряжение, возникшее в результате негативного аффекта. Из
негативных переживаний берутся эмоции страха и гнева, из положительных —
умиротворенности и радостно приподнятые. Такой музыкально-
психологический массаж похож на физическое закаливание контрастным
душем с его чередованием горячей и холодной воды».
10. Скороговорки.
Ведущий: «Прекраснейшим средством развития дикции являются
скороговорки и чистоговорки.
Однако существуют определённые правила для их чтения, при
нарушении которых они приносят не пользу, а вред. Правила эти очень
просты — сначала надо прочесть все скороговорки очень медленно и
правильно произнося все звуки, предоставив, таким образом, возможность
вашему подсознанию ознакомиться со спецификой этого текста.
Затем скороговорки читают ещё раз, постепенно увеличивая скорость
чтения, однако не следует читать быстрее, чем вы способны совершенно
правильно произносить слова, и при малейшем признаке того, что ваше
чтение превращается в бормотание, надо возвратиться к медленному
прочтению и вновь постепенно увеличивать скорость.
Работая со стихотворениями и скороговорками, очень важно
увеличивать интенсивность их чтения постепенно с тем, чтобы не превысить
свои возможности и не сорваться на прежнее, малоэмоциональное или
неразборчивое чтение, а так же чтобы не утратить сочность голоса, поэтому
при первых же признаках усталости необходимо делать достаточный
перерыв в работе. Хочется отметить, что при всей внешней простоте работы
с голосом, дикцией и эмоциями, энергетические затраты при такой работе
очень велики, и час работы со словом приравнивается к участию в
футбольном матче».
11. Упражнения для снятия напряженности в горле.
11.1.  «Лошадка». Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.
11.2. «Ворона».  Произносите «Ка-аа-аа-ар». Посмотрите при этом в зеркало.
Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок.
Повторите 6-8 раз.
11.3.  «Колечко». Напряженно скользя кончиком языка по нёбу,
постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом
несколько раз.
11.4.  «Лев». Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
11.5.  «Зевота». Вызывайте несколько раз подряд зевоту искусственно.
11.6.Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая от окружающих.
11.7. «Трубочка». Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой
стрелке и против часовой стрелки.
11.7.«Смех». Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как
напряжены мышцы. Произносите: «Ха-ха-ха!»
12.Рецепты здорового голоса.
Рекомендую Вам несколько рецептов народной медицины при
осиплости и временной потере голоса.
12.1. Свежевыжатый морковный сок развести молоком в соотношении 1:3 и
пить 3 раза в день по полстакана.
12.2. Выпить на ночь стакан горячего молока, в которое добавлена 1 столовая
ложка водки.
12.3. Тщательно размешать 2 яичных желтка, 50 г меда и 30 г коньяка.
Принимать по 1 чайной ложке 4 раза в день.
Связки для учителей и педагогов — такой же рабочий орган, как пальцы
для пианиста. От обыкновенного физического перенапряжения связки
устают, может даже случиться кровоизлияние в них. От неправильного
дыхания, форсирования голоса на связках могут появиться узелки, от
которых порой избавляются хирургическим путем.
12.4. Рецепт от Олега Газманова.  Однажды, не будучи профессиональным
певцом, Газманов «перепел» и истощил голос, и тогда на полгода он ушел в
море и там восстановил его. Помогло ему вдыхание морского воздуха,
молчание, полоскание морской водой, дыхательная гимнастика.
12.5. Секрет солистов Русского народного хора имени М.Е.Пятницкого.
Мякоть половины лимона превратить в кашицу, добавить столовую ложку
меда, подержать во рту и проглотить. В мед входит множество
микроэлементов и витаминов, поэтому он обладает противовоспалительным,
смягчающим и антисептическим действием. А в лимоне, как известно,
повышенное содержание витамина С, отсюда его общеукрепляющий эффект.
Сочетаясь, оба эти полезных продукта бережно ухаживают за слизистой
гортани и за голосовыми связками, поддерживают весь иммунитет в целом.
Даже леденцы от кашля с небольшим содержанием меда и лимона оказывают
положительный эффект на больную гортань.
12.6. Вдова композитора Владимира Мигули предложила такой рецепт для
восстановления голоса после простуды: 400 г любых отрубей залить 1,5
стаканами кипятка. Дать отрубям осесть на дно, набухнуть хорошенько. Воду
слить. А в массу добавить мед – 3ст. ложки. И все время в течение дня есть
по ложке.
12.7. Чтобы закалить горло и укрепить голосовые связки, надо хотя бы в
течение месяца полоскать горло следующим составом: цветы ромашки
аптечной, листья эвкалипта и цветы ноготков смешать в равных пропорциях.
Взять 1 ст. ложку этой смеси, залить ее 300 мл кипятка и кипятить 2 минуты,
после чего настоять в течение 40 минут, хорошенько укутав, и процедить.
Полоскать горло 2 раза в день, утром и вечером, разделив настой пополам.
Каждый день готовить свежий настой для полоскания. Начинать полоскание
настоем с температуры 26 градусов, постепенно убавляя температуру
каждый день на 1 градус. Дойдя до температуры 14–16 градусов, в
последующие дни полоскать горло настоем только такой температуры.
12.8.Каждое утро после чистки зубов, набрать в рот воды и, запрокинув назад
голову, произносить следующие звуки:
А-а-а,
Э-э-э,
И-и-и,
О-о-о,
У-у-у.
Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды –
новый звук.
Вокальный педагог Ф. Витт советовал: «Относитесь бережно к своему
голосу и своему аппарату – это такой нежный орган. Только при разумном
отношении к нему вы сохраните голос до глубокой старости»
Чтобы сберечь голос нельзя:
1.  Разговаривать на морозе,
2.  Быстро бегать на морозе.
3. Для голоса опасно переохлаждение, чрезмерное употребление
мороженого, сквозняки, ветер в жаркую погоду.
4. Нужно следить за своей обувью, особенно в сырость и холод.
5. В повседневной жизни и деятельности дышать только через нос.
Будьте здоровы! Благодарю за внимание!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *